Официальное интернет-представительство Уполномоченного Омской области по правам человека


 20 апреля 2019 г.

 
Главная
Аппарат УПЧ
Документы
Жалоба получена - меры приняты
Издания УПЧ
Пресс-служба
Взаимодействие
Антикоррупция
Интернет-приемная

 
Поиск
Карта сайта
Ссылки
Тендеры
Вакансии

 
Подписка на рассылку


Архив опросов

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В Законодательном Собрании Омской области представлен Ежегодный доклад Уполномоченного Омской области по правам человека за 2015 год

21 апреля 2016 года Уполномоченный по правам человека в Омской области В.М. Лохичев представил депутатам Законодательного Собрания Омской области Доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Омской области в 2015 году.
В качестве эпиграфа к Докладу выбрана статья 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется. Это не случайно: в ситуации, которая складывалась в нашем государстве в 2015 году, да и сейчас, именно государственная защита ощущается как острая потребность. В период экономической нестабильности тяжелее всего простым людям и именно в такое время граждане вправе рассчитывать на помощь и поддержку государства, на своевременную и адекватную реакцию органов власти на все возникающие проблемы.
В основе доклада не только анализ обращений граждан, хотя, безусловно, мнение наших земляков относительно их защищенности, комфортности и обустроенности всех сфер жизни, очень важно. Без этого полная характеристика текущего положения дел невозможна. Вместе с тем в докладе предпринята попытка комплексного изучения заявленных тем с использованием материалов органов государственной власти, правоохранительных и судебных органов, общественных организаций, результатов выполненных аппаратом Уполномоченного проверок, данных различных опросов и социологических исследований, публикаций в средствах массовой информации.
В ходе работы над докладом были также изучены материалы, представленные Уполномоченному органами исполнительной власти во исполнение поручения Губернатора Омской области по результатам рассмотрения предыдущего Доклада Уполномоченного. Это помогает проследить, что сделано для устранения отмеченных недостатков, какая работа выполнена в текущем режиме и что предпринимается для исключения негативных проявлений.
Так, Министерство имущественных отношений Омской области представило сведения по всем указанным в Докладе 2014 года фактам неудовлетворительного качества жилья для детей-сирот.
Образцом для других органов исполнительной власти можно, пожалуй, считать информацию Главного государственно-правового управления Омской области. Она подробная, по всем отмеченным в Докладе позициям, и содержит сведения о деятельности управления на перспективу по заявленной проблематике.
К сожалению, только 6 региональных ведомств направили в адрес Уполномоченного аналогичную информацию. Поэтому можно только сожалеть, что при подготовке Доклада за 2015 год аппарат Уполномоченного не имел всего того объема информации, который мог быть им использован, и что по этой причине какие-то значимые факторы, возможно, не попали в поле зрения.
Общее количество обращений к Уполномоченному, по сравнению с предшествующим периодом, в 2015 году снизилось на 10% и составило 2331 обращение. Оценивать эти данные можно по-разному, но скорее всего это следствие многообразия способов защиты права, к которым прибегают граждане, нежели результат окончательного решения большинства проблем в сфере создания условий для реализации прав и свобод.
Подавляющее большинство обращений, поступивших к Уполномоченному, - о проблемах с реализацией социально-экономических прав. В долевом отношении такие жалобы и заявления составляют не менее 70%. Их наибольшая часть – о нарушении жилищных прав и права на социальное обеспечение.
Раздел о проблемах в реализации права на жилище – самый объемный. В нем представлена как общая характеристика положения в сфере обеспечения граждан Омской области жилыми помещениями, так и анализ ситуации по ряду проблем: практически полное отсутствие маневренного жилого фонда; недостатки, в том числе организационного характера, при предоставлении жилых помещений детям-сиротам; капитальный ремонт и другое). При этом отмечены как положительные факторы – например, обеспечение жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, так и негативные – низкие темпы решения жилищных нужд других категорий льготников и малоимущих граждан, не имеющих никаких льгот.
Одними из самых актуальных в жилищной сфере являются в последнее время вопросы, связанные с капитальным ремонтом. В доклад включены предложения о приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным законом. Фактически они уже учтены. Закон о компенсации взносов за капитальный ремонт для пожилых граждан принят 17 марта 2016 года в первом чтении, и, принятие его окончательной редакции, безусловно, полностью отвечает интересам граждан.
В вопросах социального обеспечения пока не утратили своей актуальности проблемы обеспечения льготных категорий граждан техническими средствами реабилитации (ТСР) и санаторно-курортным лечением. Хотя отмечу: с передачей указанных функций от Министерства труда и социального развития Омской области территориальному отделению Фонда социального страхования положение заметно улучшилось. В частности, обеспеченность нуждающихся граждан ТСР в 2015 году превысила 90% (ранее было меньше 70%). Компенсацию за самостоятельно приобретенные средства получили 99% граждан (было 89%).
Очень хочется надеяться, что всякого рода реорганизации в данной сфере не будут происходить снова и снова, ведь для граждан с инвалидностью такие перемены – немалый стресс. Нередко из-за всяких организационных нестыковок при передаче полномочий происходит нарушение очередности, не всегда оперативно выстраивается система работы в новой структуре. Иными словами – возникают дополнительные проблемы, которые осложняют и без того непростую жизнь людей.
В минувшем году особенно стали заметны проблемы транспортного сообщения, состояния дорог. Не только в сельской местности, но и в городе Омске даже центральные магистрали становятся всё менее доступными. Что делать при таком положении дел инвалиду на кресле-коляске, пусть даже с сопровождающим лицом? Гражданами претензий к дорожным службам города и области по поводу качества их работы, к органам власти по данной проблематике высказывается очень много, и сегодня их обоснованность очевидна для всех.
Большой резонанс вызвал в минувшем году раздел доклада Уполномоченного, посвященный проблемам здравоохранения. Нет ничего предосудительного в том, чтобы защищать интересы своего ведомства, тем более что в медицине, действительно, делается немало. Это и борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, и совершенствование работы службы скорой помощи, и ежедневный добросовестный труд медицинских работников. Однако жалоб по вопросам в сфере здравоохранения меньше не становится, что говорит о наличии ряда нерешенных вопросов.
В докладе в числе наиболее существенных проблем выделены следующие: дефицит кадров, что негативно сказывается, как на доступности для населения первичной медицинской помощи, так и на эффективности работы всей отрасли; оказание медицинской помощи за деньги в тех случаях, когда она должны быть выполнена бесплатно; недостатки в качестве медицинского обслуживания.
Уделяя внимание в докладе указанным вопросам, Уполномоченный рассчитывает на взвешенную оценку высказанной критики и конструктивный подход в решении имеющихся проблем.
В реализации трудовых прав граждан в 2015 году на первый план вышли такие проблемы как задолженность по заработной плате и вопросы охраны труда. При этом в числе работодателей, имеющих задолженность по заработной плате, не только те, кто уже признан банкротом, кто фактически не осуществляет свою деятельность, но и действующие предприятия. А кроме официальной задолженности имеется еще и скрытая, что, конечно, является причиной нестабильного материального положения работников, осложнения социально-экономической ситуации в регионе в целом.
Раздел доклада о создании в нашем регионе условий для реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду наряду с информацией о проблемах загрязнения атмосферного воздуха, воды, о негативном воздействии на окружающую среду отходов, посвящен и таким темам как развитие экологической культуры, охрана животного мира, озеленение г. Омска.
Как и в прошлые годы в докладе уделено внимание проблеме доступности дошкольного образования. Однако на этот раз акценты сместились, поскольку в результате предпринятых в регионе усилий очередность в детские сады для детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет практически ликвидирована, что позволило констатировать выполнение в этой части одного из майских Указов Президента РФ (№ 599, 2012 год). Но есть проблемы с доступностью дошкольного образования для детей младшего возраста (до трех лет). Следует заблаговременно принять меры и для того, чтобы выпускники детских садов в дальнейшем имели беспрепятственную возможность получить общее образование, т.е. учиться в школе. Анализ положения дел, проблемные ситуации, с которыми сталкиваются родители несовершеннолетних, представлены в отдельном разделе доклада.
Более чем треть вопросов, с которыми обращались в течение года граждане к Уполномоченному, - о нарушении личных прав. Граждане высказывают претензии к работе правоохранительных органов, особенно – к органам внутренних дел; пытаются оспорить решения судебных органов по самым разным категориям дел; жалуются на неисполнение судебных решений; сообщают о проблемных ситуациях в местах принудительного содержания.
Всем названным вопросам уделено внимание в докладе. Уполномоченный выражает надежду, что предложения, направленные на повышение эффективности защиты личных прав граждан, помогут соответствующим структурам – полиции, судебным приставам, работникам системы исполнения наказаний и другим ведомствам в преодолении тех недостатков, которые отмечены в докладе – это не всегда профессиональные действия представителей названных служб, элементы волокиты, формализм.
Достаточно подробно говорится в докладе и о том, какие условия созданы в Омской области для реализации права граждан на бесплатную юридическую помощь. Представлены данные о работе по правовому просвещению. Именно этот сегмент работы нашего региона нашел свое, пусть и фрагментарное, отражение даже в докладе федерального уполномоченного за 2015 год.
Конкретные цифры, анализ структуры рассмотренных Уполномоченным жалоб, характеристика заявителей и другая, связанная с этим информация, содержатся как в соответствующих разделах доклада, так и в Приложении к нему.
В докладе названы основные причины, препятствующие реализации прав и свобод граждан. Это:
- недобросовестное, формальное отношение к своим обязанностям некоторых представителей власти;
- пробелы и несовершенство нормативного правового регулирования ряда правоотношений;
- ненадлежащее качество услуг во многих сферах жизнедеятельности;
- недостаток финансовых средств и нерациональное использование собственных региональных ресурсов;
- низкий уровень правовой культуры.
Каждый раздел доклада завершается предложениями и рекомендациями, направленными на устранение отмеченных недостатков, на создание условий, при которых реализация прав и свобод граждан не будет ограничена какими-либо препятствиями. Некоторые пожелания включены непосредственно в тексты разделов.
Разумеется, не все из перечисленного исправляется и устраняется легко и быстро. Порой гарантированное право от реализованного отделяет очень большое расстояние.
Однако сделать так, чтобы при рассмотрении, к примеру, конкретного обращения органы власти прилагали максимум своих усилий для защиты прав заявителя, вполне по силам. А в совокупности с повышением эффективности деятельности властных структур в целом это и позволит создать условия для реализации прав и свобод граждан, для позитивных изменений в нашем регионе. Отмеченные в докладе недостатки могут быть устранены при надлежащей организации работы и системном контроле со стороны руководства ответственных ведомств по всему комплексу возникающих вопросов.
В минувшем году на федеральном уровне были закреплены важнейшие изменения в сфере правового регулирования деятельности уполномоченных по правам человека, закреплен статус государственных правозащитников, расширены их полномочия. Произошло это с дополнением Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьей 16.1 «Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации». Соответствующие изменения внесены и в законодательство Омской области.
Хочется верить, что эти новации позволят стать основой для более эффективной защиты прав граждан, поставят представителей органов власти перед необходимостью воспринимать замечания, предложения, а также критику, которая пока еще неизбежна в оценке деятельности властных структур, конструктивно и по-деловому.  

 

    Уполномоченный Омской области по правам человека ® 2008-2018.
При использовании материалов сайта, ссылка на источник обязательна. Все права защищены.
   

Разработка ЗАО 'Коммед-Инфо'
E-mail: webmaster@imaster.ru