Официальное интернет-представительство Уполномоченного Омской области по правам человека


 23 ноября 2017 г.

 
Главная
Аппарат УПЧ
Документы
Жалоба получена - меры приняты
Издания УПЧ
Пресс-служба
Взаимодействие
Интернет-приемная

 
Поиск
Карта сайта
Ссылки
Тендеры
Вакансии

 
Подписка на рассылку

Ваше мнение:
Как изменилась работа управляющих компаний?

С мая 2015 года обслуживание многоквартирных домов могут осуществлять только управляющие компании (далее - УК), прошедшие процедуру лицензирования. Цель введения данной процедуры - улучшение деятельности УК. Но нареканий к работе управляющих компаний по-прежнему много. Какие из направлений деятельности вашей УК вызывают наибольшие претензии (о проблемах, не вошедших в опросник, вы можете написать отдельно в комментариях):

Текущий ремонт общего имущества дома (подъезды, чердаки, подвалы)
Состояние общедомовых коммуникаций
Дезинсекция и дератизация (уничтожение грызунов и насекомых)
Вывоз мусора
Уборка подъездов и придомовой территории
Благоустройство дворов
Освещение дворов и подъездов
Выполнение заявок жильцов

Написать комментарий
Результаты

Архив опросов

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДЕЛАТЬ ТАК, КАК ПОЛАГАЕТСЯ

Опубликовано в №7 газеты "Позиция" за 27февраля - 5марта 2014 года

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, получать вознаграждение за свой труд и быть защищенным от безработицы.
Именно поэтому в социальной политике вопросы, связанные с занятостью граждан и заработной платой, всегда занимают одно из первых мест.
Так, в послании Губернатора Омской области В.И. Назарова Законодательному Собранию Омской области 24 октября 2013 года особое внимание было обращено на необходимость обеспечения роста благосостояния и увеличения заработной платы работников бюджетного сектора: учителей, педагогов дошкольного образования, врачей, работников культуры и других. Руководством региона поставлена задача перехода к активной фазе претворения в жизнь Стратегии социально-экономического развития Омской области, а, между тем, в рамках подготовки этого документа было отмечено: жители области одной из ключевых проблем считают нехватку рабочих мест, а уровень доходов устраивает далеко на всех.
Ситуация в сфере соблюдения трудовых прав граждан постоянно в сфере внимания Уполномоченного Омской области по правам человека. И если в целом положение можно охарактеризовать как стабильное, некоторые негативные явления все же вызывают тревогу.


Безусловно, один из важнейших вопросов в этой сфере – безработица.
Уровень зарегистрированной в регионе безработицы на 1 января 2014 года составил 1,2% от экономически активного населения, что полностью совпадает с таким же показателем на аналогичный период прошлого года.
Наибольшее число безработных по итогам 2013 года зарегистрировано в центрах занятости г. Омска – 1889 человек, а среди сельских районов области выделяется Тарский – 600 человек.
В 2013 году за предоставлением государственной услуги в области содействия занятости населения обратились 179593 человека, а заявленная работодателями потребность для замещения вакантных должностей в течение 2013 года составила 101,4 тыс. единиц.
По данным на 1 января 2014 года, в городском и межтерриториальном банках содержалось 19,3 тыс. вакансий работодателей г. Омска и муниципальных районов Омской области. А это говорит о том, что человек, стремящийся найти работу, обязательно ее найдет.
Безусловно, обращает на себя внимание разница в среднем уровне заявленной работодателями оплаты труда. Например, самая высокооплачиваемая профессия среди рабочих специальностей - отделочник железобетонных изделий (средний уровень заработной платы 32882 руб.), а самая низкодоходная – санитарка (5422 руб.). Неплохой доход предлагается и для охранников - 23680 руб., в то время как педагог-психолог может рассчитывать только на 7101 руб.
Казалось бы, дела с трудоустройством идут неплохо. Однако и без проблем в 2013 году все-таки не обошлось.
В частности, серьезные недостатки были выявлены органами прокуратуры в работе подразделений службы занятости на территории Омской области. Общее количество зафиксированных нарушений – 997. Опротестовано 75 правовых актов, в суд направлено 195 исковых заявлений, внесено 217 представлений, по результатам рассмотрения которых 140 виновных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, административное наказание понесли 64 правонарушителя, возбуждено 2 уголовных дела, объявлено 25 предостережений о недопустимости нарушений закона.
Несоблюдение порядка и условий регистрации, постановки на учет граждан в качестве безработных, заключение договоров на проведение общественных работ с нарушением требований закона, – эти и другие факты послужили основой для принятия перечисленных мер прокурорского реагирования.
Практически во всех районах области прокуроры нашли нарушения, связанные с несоблюдением установленного законом порядка информирования органов службы занятости о наличии вакантных мест, а также соблюдением квоты, установленной при приеме на работу инвалидов.
В Усть-Ишимском районе Омской области имел место даже факт фальсификации должностными лицами службы занятости населения и образовательного учреждения документов об организации и проведении профессионального обучения граждан, что повлекло необоснованные выплаты из регионального бюджета.
В последние годы стало меньше грубых нарушений трудовых прав граждан при оформлении трудовых договоров. По всей вероятности, и граждане стали осмотрительнее, и не каждый работодатель рискнет пойти на явное нарушение закона. Но полностью исключить такое явление пока не удается.
Так, только вмешательство прокуратуры позволило восстановить права жительницы Кормиловского района Омской области. В августе 2013 года она устроилась на работу бухгалтером к индивидуальному предпринимателю, при этом письменный трудовой договор с ней не заключался. Вскоре, когда работодателю стало известно о беременности новой сотрудницы, он распорядился её уволить, трудовую книжку вернуть без внесения записи о работе.
В судебном порядке удалось признать факт наличия в данном случае трудовых отношений. По сообщению сайта прокуратуры Омской области, иск прокурора Кормиловского района в интересах работницы был удовлетворен, взыскана заработная плата за время вынужденного прогула.

Поскольку основным источником доходов большинства трудоспособного населения Омской области является заработная плата, ситуация, складывающаяся в сфере оплаты труда, оказывает доминирующее влияние на уровень жизни населения.
Согласно федеральному законодательству минимальный, размер оплаты труда (МРОТ) в 2013 году составил 5205 руб. (без учета районного коэффициента).
Между тем, прожиточный минимум для трудоспособного населения, установленный Правительством Омской области, в минувшем году менялся трижды, но уже в первом квартале 2013 года составил 5812 руб., а в третьем возрос до 6475 руб.
Известно, что в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Рассуждений о том, как соотнести эти две величины, ведется немало. В 2013 году появилась информация: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работает над программой повышения МРОТ, в результате чего к 2018 году минимальная зарплата сравняется с прожиточным минимумом.
Однако приходится констатировать: пока они отстоят друг от друга довольно далеко. К тому же очевидно, что сегодня прожить как на минимальную заработную плату, так и на прожиточный минимум очень сложно.
По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, среднемесячная начисленная заработная плата в январе - ноябре 2013 года составила 24204,2 руб., и по сравнению с данными за аналогичный период 2012 года заметно возросла. Выполнение в Омской области изданных в 2012 году и заложивших основу для кардинального изменения положения работников бюджетной сферы «майских» указов Президента Российской Федерации дало свои положительные результаты.
Так, например, согласно данным Омскстата, заработная плата врачей с начала 2013 года выросла более чем на 17%.
Посещение в течение года коррекционных учреждений дошкольного и общего образования, подведомственных Министерству образования Омской области, позволило на деле убедиться в том, что и у сотрудников данных организаций произошло существенное увеличение заработной платы.
Однако не все цифры радуют такой динамикой. Например, заработная плата социальных работников за период январь – сентябрь 2013 года составила лишь 11797 руб., работников культуры - 14910,3 руб., младшего медицинского персонала - 9798 руб.
Очевидно, что по целому ряду профессий и специальностей уровень заработной платы значительно ниже среднего по Омской области.
Хотелось бы, чтобы эта положительная динамика касалась всех, кто добросовестно трудится, а проконтролировать реальное положение дел по силам как региональным отраслевым министерствам, так и органам прокуратуры.
Объем просроченной задолженности по заработной плате в Омской области, по данным Омскстата, за последние пять лет значительно снизился: с 9,9 млн. руб., по состоянию на 1 января 2009 года, до 5,9 млн. руб. на 1 января 2014 года.
При этом из общей суммы просроченной задолженности минувшего года более половины приходится на долги прошлых лет, в основном 2011 года и ранее.
По данным Федеральной службы государственной статистики, по показателю объема просроченной задолженности по заработной плате Омская область среди субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, где общая задолженность достигает почти 445 млн. руб., по состоянию на 1 января 2014 года, занимает первое рейтинговое место, которое соответствует наименьшему значению показателя.
Однако, по данным мониторинга Министерства труда и социального развития Омской области, имеется латентная (скрытая) задолженность по выплате заработной платы, более 90% от которой приходится на организации, находящиеся в процедуре банкротства. Сформировалась же эта задолженность еще в 2008 – 2009 годах.
Самым крупным таким должником по-прежнему является ООО «Омск-Полимер».
По информации прокуратуры Омской области, по состоянию на 1 января 2014 года задолженность перед работниками этого предприятия составила порядка 50 млн. руб. Несмотря на то, что по сравнению с началом 2013 года, когда размер задолженности составлял около 90 млн. рублей, в настоящее время долг значительно сократился, оставшаяся его часть по-прежнему еще очень велика.
Сохраняются долги по заработной плате и в организациях жилищно-коммунального комплекса г. Омска (более 5 млн. руб.), а также в сельскохозяйственной отрасли.
В некоторых случаях работодатели сознательно игнорируют предписания контролирующих органов и не предпринимают никаких мер по ликвидации задолженности по заработной плате.
Так, например, при проведении проверки соблюдения требований трудового законодательства в деятельности ООО «Агрокомплекс Ударный» прокуратурой Горьковского района Омской области выявлено наличие задолженности по выплате заработной платы за март 2013 года в размере около 2 млн. рублей.
При этом ранее руководитель указанного хозяйства уже привлекался к административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о труде по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Не только органы прокуратуры, но и граждане самостоятельно пытаются защищать свои трудовые права.
Так, по данным Управления Судебного департамента в Омской области, в 2013 году судами рассмотрено 4060 гражданских дел о взыскании заработной платы. Требования истцов удовлетворены по 3932 делам (97%), присуждено к взысканию 78,9 млн. руб.
Однако наличие судебного решения на руках у граждан далеко не всегда гарантирует реальное получение денежных сумм.
Фактическим исполнением, по сведениям Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области, было окончено только 2056 исполнительных производств. Общая сумма, перечисленная взыскателям, составила 67 млн. руб.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что почти 63% от невзысканной задолженности пришлось на должников, находящихся на стадии конкурсного производства.
Таким образом, более половины судебных решений остались не исполненными, а, значит, граждане не смогли получить заработанных ими денег.
Как известно, Уголовный кодекс Российской Федерации в статье 145.1 предусматривает наказание за невыплату заработной платы. Однако практика ее применения является крайне скудной. По крайней мере, за последние два года по данной статье не вынесено ни одного обвинительного приговора.
Безусловно, речь не идет о том, что всех без исключения работодателей, имеющих задолженность по заработной плате, нужно привлекать к уголовной ответственности. Но применение адекватных мер, то есть соответствующих тяжести допущенных нарушений трудовых прав граждан, просто необходимо, так же, как и широкое освещение подобных фактов в средствах массовой информации.

Практически ежегодно в своем докладе Уполномоченный Омской области по правам человека говорит о невысокой заработной плате, о долгах, о нарушениях в сфере охраны труда. Эти проблемы, несмотря на принимаемые на федеральном и региональном уровне меры, актуальности своей не теряют.
Президент страны В.В. Путин, в декабре 2013 года выступая с Посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, неслучайно резко высказался в отношении реализации «майских» указов: «То ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается».
Задача как раз и заключается в том, чтобы делать. Делать так, как полагается.

Уполномоченный
Омской области по правам человека В.В. Пронников
 

 

    Уполномоченный Омской области по правам человека ® 2008-2013.
При использовании материалов сайта, ссылка на источник обязательна. Все права защищены.
   

Разработка ЗАО 'Коммед-Инфо'
E-mail: webmaster@imaster.ru