Официальное интернет-представительство Уполномоченного Омской области по правам человека


 5 августа 2020 г.

 
Главная
Аппарат УПЧ
Документы
Жалоба получена - меры приняты
Издания УПЧ
Пресс-служба
Взаимодействие
Противодействие коррупции
Интернет-приемная

 
Поиск
Карта сайта
Ссылки
Тендеры
Кадровое обеспечение
Обработка персональных данных

 
Подписка на рассылку


Архив опросов

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека представлен депутатам Законодательного Собрания Омской области

23 апреля 2015 года Уполномоченный по правам человека в Омской области В.В. Пронников представил депутатам Законодательного Собрания Омской области Доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Омской области в 2014 году.
В силу всем известных событий, оказавших влияние на внешнюю и внутреннюю политику нашего государства, непросто складывался 2014 год в Омской области.
Социально-экономическая политика выстраивалась в условиях дефицита бюджетных средств.
Вместе с тем это же и явилось стимулом для повышения эффективности управленческих процессов, побудило искать новые решения, использовать все резервы и возможности для того, чтобы не прекратить выполнение взятых на себя обязательств перед жителями Омского Прииртышья.
О том насколько успешны были действия органов власти в новых условиях, говорится в докладе. В нем содержится общая характеристика положения дел в основных сферах жизни граждан, а кроме того сделаны акценты на наиболее острых проблемах, обращается внимание органов власти на недостатки в их деятельности, не позволяющие в полной мере реализовывать нашим землякам гарантированные Конституцией права и свободы.
Всем, кто рассматривает обращения граждан, кто сам ведет прием, лично общается с людьми хорошо известно: в восприятии «обычного» рядового гражданина оценка работы органов власти различных уровней далеко не всегда бывает позитивной.
Общее количество обращений, рассмотренных Уполномоченным в 2014 году (2596), возросло в сравнении с 2013 годом. Увеличение - на 161 обращение (6,6%). Это наибольшее количество обращений за все годы работы аппарата Уполномоченного.
Больше стало жалоб на нарушение жилищных прав граждан.
Много обращений поступало о нарушении личных прав граждан в сфере гражданского судопроизводства.
Отмечается рост жалоб по вопросам предоставления льгот и мер социальной поддержки, а также о нарушении прав граждан в сфере здравоохранения.
Конкретные цифры, анализ структуры рассмотренных Уполномоченным жалоб, характеристика заявителей и другая, связанная с этим информация, представлены в Приложении к докладу.
Помимо обращений граждан и результатов проверок Уполномоченного в основе доклада - материалы, полученные из разных источников, в том числе те документы, которые были подготовлены органами власти региона во исполнение поручения Губернатора Омской области В.И. Назарова по результатам состоявшегося в апреле 2014 года совещания о соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, в докладе использованы материалы прокуратуры и других контролирующих органов, публикации в СМИ, данные социологических опросов. Одним словом - та информация, которая всесторонне характеризует положение с соблюдением прав и свобод граждан в различных сферах жизни нашего региона.
Значительную часть доклада занимают вопросы реализации социальных прав граждан – на жилище, на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинское обслуживание, благоприятную окружающую среду, труд, образование и некоторые другие.
Как и ранее, далеко не просто реализовать всем нашим землякам право на жилище.
Семь подразделов содержит соответствующая глава доклада. Вот некоторые из перечисленных в ней проблем: 1) низкие темпы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма (и не всегда решение этого вопроса упирается в отсутствие финансов, примеры – в докладе); 2) прямое нарушение закона органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (причем, среди потерпевших от таких действий есть и ветераны Великой Отечественной войны); 3) капитальный ремонт многоквартирных домов; 4) предоставление земельных участков многодетным семьям, качество жилых помещений, предоставленных детям – сиротам.

В докладе имеются примеры того, как игнорируются интересы граждан при, казалось бы, полном соблюдении требований закона, в частности, при расселении из аварийного жилья. Формальное выполнение своих обязанностей, без человеческого, внимательного отношения к людям превращает долгожданный момент получения нового жилья в очередную проблему. Зачастую нравственность и справедливость в таких случаях не уживаются с законностью.
Людям социально слабо защищенным, инвалидам приходится подчас очень тяжело. Примером может служить недостаточно эффективно организованная работа органов исполнительной власти по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Об этом также подробно говорится в докладе. С 2015 года данная функция реализуется Фондом социального страхования. Однако пока положение лучше не стало, об этом говорят не единичные жалобы заявителей.
Между тем в разделе доклада о правах граждан на пенсионное и социальное обеспечение немало отсылок к изменениям в законодательстве, часть которых уже действует с января 2015 года, а некоторые, в том числе о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности, заработают в 2016 году.
Успехи в организации социального обслуживания льготных категорий граждан, создании условий для жизни инвалидов также имеются в нашем регионе. В докладе отмечен положительный опыт работы.
Немало критических замечаний содержится в разделе доклада о праве граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Надлежащая организация медицинского обслуживания, его доступность еще не стали правилом.
Наряду с очевидными достижениями в сфере здравоохранения, в глаза бросаются нарушения: замена бесплатных услуг платными, недостатки в качестве медицинской помощи, проблемы с лекарственным обеспечением, невозможность получения медицинской помощи вследствие кадровой неукомплектованности учреждений здравоохранения. На селе эти недостатки видны особенно.
В некоторых случаях желание получить деньги за медицинские услуги, бесплатное оказание которых предусмотрено региональной Программой государственных гарантий, превращается в систему, что особенно тревожит. При этом нередки попытки получить деньги с пациента даже в том случае, когда медицинское учреждение не имеет лицензии на оказание некоторых видов услуг.
Вопросы исполнения так называемых «майских» указов Президента России отражены как в этом разделе (в отношении медицинских работников), так и в других частях доклада.
Наиболее подробно, конечно, они анализируются в разделе «Трудовые права граждан». Скорее всего, с учетом складывающейся экономической ситуации актуальность защиты трудовых прав граждан будет нарастать, поэтому потребуется оперативный анализ причин появления задолженности по заработной плате, выработка согласованных мероприятий по стабилизации финансово-экономического положения работодателей.
О невысоких доходах работников ряда отраслей говорится не раз в докладе. Помимо медиков, это те, кто трудится в детских садах, работники учреждений культуры, особенно муниципального уровня.
Если, невзирая на особенности настоящего периода, власть заявляет о необходимости выполнения взятых государством на себя обязательств в социальной сфере, то здесь как раз есть возможность не словом, а делом подтвердить это, целенаправленно двигаясь по пути повышения доходов низкооплачиваемых категорий работников.
В Год Культуры было признано необходимым высказаться и по этой проблематике (не претендуя, впрочем, на всеохватность), тем более что право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям гарантировано статьей 44 Конституции России.
В нашей области культурная жизнь не стоит на месте. В оформлении доклада использовано немало снимков это подтверждающих.
А в числе проблем данной сферы: уровень заработной платы работников культуры, недоступность для широкого круга граждан различных мероприятий вследствие высокой стоимости билетов и слабой инфраструктуры. Кроме того, в докладе идет речь о состоянии объектов культурного наследия, многие из которых разрушаются буквально на глазах омичей.
Правовая культура является частью общей культуры.
Потребность граждан в получении правовых знаний, в овладении навыками их применения, в формулировке своих требований при защите нарушенных прав и законных интересов очень высока.
Возможность получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь есть далеко не у всех. В Докладе отмечена инициатива Главного государственно-правового управления Омской области о расширении круга лиц, имеющих такое право. Если коротко - речь идет о семьях погибших участников ВОВ и «сиротах войны». Уже 19 марта 2015 года Законодательным Собранием принят соответствующий закон, что является абсолютно правильным решением.
Воспитание правового сознания представляет собой процесс повышения общей культуры общества в целом и каждого человека в отдельности, обретения им достоинства, свободы и справедливости. Поэтому традиционно в докладе представлена информация о работе Уполномоченного по правовому просвещению.
Проблемы загрязнения атмосферного воздуха нашли свое отражение в разделе «Права граждан на благоприятную окружающую среду». Кроме того, в докладе идет речь о невозможности обеспечить экологическую безопасность без цивилизованного обращения с отходами производства и потребления. К сожалению, причиной многих проблемных ситуаций в данной отрасли, является бессистемная работа органов местного самоуправления по данному вопросу и слабое нормативно-правовое регулирование соответствующих правоотношений.
Как и в прошлые годы, в докладе уделено внимание проблеме создания в регионе условий для реализации права граждан на дошкольное образование.
Предложено внести изменения в действующее в этой сфере законодательство. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», не предусматривающий каких-либо преимуществ для поступления в учреждения дошкольного образования социально слабо защищенным категориям граждан, явно ущемляет их права. Речь идет о детях одиноких родителей, детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
Для данной категории граждан в настоящее время не существует никаких преимуществ для постановки на очередь в детский сад. Дети судей, дети прокуроров, дети военнослужащих и ряд других категорий льготников, из числа предусмотренных федеральным законодательством, имеют право на внеочередное и первоочередное предоставление путевки в дошкольное образовательное учреждение, а упомянутые ранее – нет. Ситуация насколько парадоксальная, настолько и не справедливая.
В докладе представлен анализ федерального законодательства, изложена позиция органов местного самоуправления по данному вопросу и высказаны предложения вариантов решения проблемы: путем внесения изменений в Закон Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» и установления определенных мер социальной поддержки либо использование Законодательным Собранием Омской области своего права законодательной инициативы для корректировки Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В докладе имеется и еще один раздел, посвященный проблемам обеспечения прав детей. Здесь речь идет о семьях группы риска. Один из принципов государственной семейной политики, в соответствии с Концепцией Российской Федерации по данному вопросу - обеспечение своевременной и эффективной помощи нуждающимся в ней семьям, в особенности отнесенным к группам социального риска.
Поэтому в основе данного раздела доклада – общая характеристика проблемы и анализ положения дел в Омской области на основе изучения работы в указанной сфере различных органов власти региона и подведомственных им учреждений.
Не первый раз уделено в докладе внимание такой проблеме как организация транспортного обслуживания. К сожалению, перемен к лучшему, по сравнению с тем, как обстояли дела в 2013 году, в минувшем году не отмечалось. Поэтому в докладе изложено видение ситуации с точки зрения соблюдения прав человека, сформулировано несколько предложений по данной проблеме.
Примерно третья часть всех обращений к Уполномоченному – о нарушении личных прав граждан.
Пока еще не все условия созданы для защиты жизни и здоровья, прав и свобод наших граждан, их имущества.
Есть замечания к работе органов внутренних дел: не исключены волокита и формализм в рассмотрении обращений, подчас приходится констатировать невысокий уровень знаний у ряда работников.
Судебный способ защиты права широко используются гражданами, однако его эффективность снижается, когда человек не может получить квалифицированную юридическую помощь, либо добиться исполнения судебного решения.
В докладе приведены примеры нарушения прав граждан в указанных сферах, содержатся рекомендации для устранения недостатков.
Традиционно говорится в докладе и о правах человека в местах принудительного содержания. Материально-бытовые условия, медицинское обслуживание, практика применения дисциплинарных взысканий, трудоустройство осужденных и ряд других критериев подлежат постоянному мониторингу. О проблемах и нарушениях идет речь в соответствующем разделе доклада.
6 апреля 2015 года Президентом Российской Федерации подписаны федеральные законы, которые расширяют компетенцию уполномоченных по правам человека, в том числе по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) федеральных органов власти. Внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Все это означает, что должны появиться новые формы работы, новые точки соприкосновения и взаимной ответственности органов власти всех ветвей и уровней в решении их общей задачи – защиты прав и свобод граждан.
 

 

    Уполномоченный Омской области по правам человека ® 2008-2018.
При использовании материалов сайта, ссылка на источник обязательна. Все права защищены.
   

Разработка ЗАО 'Коммед-Инфо'
E-mail: webmaster@imaster.ru